+7 (342) 209-59-00
Методы и технологии
Новости
 

Фокус-группа

Фокус группа (фокусированное групповое интервью) - групповое обсуждение интересующих заказчика тем представителями целевой аудитории. Это качественный метод: не позволяющий судить о распространенности полученных мнений в изучаемой группе. Полученные с его помощью данные носят описательный характер. Идет фокусировка на субъективном опыте людей, их мотивах и особенностях восприятия, оценках и отношениях.

По своему назначению этот тип исследований отличается от других групповых методов, например, от «Мозгового штурма», когда группы формируются из экспертов и ориентированы на выработку прогнозов, рекомендаций и согласованных решений. Фокус-группы предназначены для выявления спектра мнений по изучаемой проблеме, поиск объяснения поведения людей в тех или иных сферах.

Рекрут участников фокус-групп производится профессиональными рекрутерами строго по скринеру, что отсеивает «профессиональных участников» и подставных лиц. Обычно в состав фокус группы входит 8-12 человек, не знакомых между собой, не объединенных общими интересами, идеями и т.д. Обычно в рамках исследования проводится от 2 до 6 групп. Фокус-группы проводит квалифицированный специалист - модератор, задача которого - понять истинное отношение участников фокус-группы к обсуждаемым вопросам. Длительность фокус группы обычно не превышает 2 часов.

Фокус группы проводятся в специально оборудованных помещениях, оснащенных записывающей аудио и видео техникой. Это необходимо для последующей расшифровки высказываний и фиксации невербального поведения (мимики, жестикуляции и т.п.) участников фокус-группы. Полученные стенограммы служат основой аналитического отчета.

Достоинства и недостатки фокус-групп:

Достоинства:

  • психологическая атмосфера групповых дискуссий на эмоциональном уровне провоцирует участников к открытому высказыванию суждений;
  • групповые процессы стимулируют свежие идеи и мысли;
  • реакции и ответы респондентов носят спонтанный характер;
  • возможность получить глубинную информацию об особенностях потребительского поведения, которую невозможно выявить другими методами;
  • экономия времени по сравнению с индивидуальными глубинными интервью;
  • по сравнению с индивидуальными глубинными интервью, меньшее влияние интервьюера (в данном методе - модератора) на мнение респондента.

Недостатки:

  • невозможность распространять данные на всю генеральную совокупность потребителей
  • нельзя полностью исключить влияние мнения большинства на отдельного респондента (комформность)
  • относительная дороговизна получаемого мнения от одного потребителя

Стоимость организации и проведения одной фокус-группы варьируется от 25 до 100 тыс. руб. в зависимости от населенного пункта, где проводится мероприятие, от сложности поиска и приглашения представителей целевой аудитории; она включает следующие работы:

  1. подготовка сценария (topic guide) фокус-группы;
  2. отбор участников фокус-группы;
  3. подготовка помещения и материалов;
  4. проведение фокус-группы;
  5. обработка результатов фокус-группы;
  6. аналитическое описание результатов исследования.
 
© 2017 sis-corporation
Все права защищены

+ 7 (342) 209-59-00
2095900@sis-corporation.ru
г. Пермь, ул. Г. Звезда, 12, оф. 216

Схема проезда