+7 (342) 209-59-00
Методы и технологии
Новости
 

Панельные исследования

Панельное исследование (panel study) — метод, известный также под названием лонгитюдного исследования, предполагает неоднократное изучение одного и того же социального объекта (населения, домохозяйств групп потребителей, предприятий и организаций, отдельных специалистов) с определенными временными интервалами по одной и той же программе исследования.

Главная цель панельных исследований – изучение тенденции развития или изменения изучаемого процесса или явления во времени. А также оценка характера и степени влияния происходящих между срезами событий на объект исследования.

С помощью панельных исследований можно изучать:

1. изменения

  • социальной структуры общества
  • уровня и качества жизни людей
  • структуры расходов домохозяйств: потребительской корзины, доли определенного товара
  • потребительских предпочтений / потребительского поведения
  • текущей емкости рынка
  • общественных отношений
  • общественного сознания
  • ценностно-мотивационной сферы
  • мнений экспертов
  • электоральных предпочтений
  • производственных процессов
  • корпоративных процессов
  • долей рынка основных производителей и продавцов
  • маркетинговых стратегий
  • отраслевых и рыночных тенденций
  • и т.п.

2. степени влияния того или иного события, произошедшего между срезами, на предмет исследования:

  • выборов
  • финансовых потрясений (скачка цен / инфляции, обвала на валютных рынках и т.п.)
  • появление на рынке новых игроков / нового продукта
  • маркетинговых / политических акций
  • изменений в законодательстве
  • природных катаклизмов
  • и т.п.

Виды панельных исследований:

  • По периоду существования панели исследования делятся на краткосрочные (до одного года) и долгосрочные (до пяти лет).
  • По способу сбора данных панельные исследования можно разделить на периодические (сбор данных в форме опросов) и потоковые (информация регистрируется в журналах каждый день).
  • По характеристикам участников панельные исследования подразделяются на:
    - потребительские (участники панели - конечные пользователи продуктов и услуг);
    - торговые (исследуются представители индустрии торговли, как индивидуальные, так и корпоративные);
    - производственные (формируются из промышленных предприятий, выпускающих изучаемый продукт);
    - экспертные (состоят из специалистов исследуемой сферы).

Достоинства и недостатки панельных исследований:

Достоинства:

  • выявление трендов, тенденций и закономерностей изучаемых явлений;
  • возможность изучать изменения в ценностно-мотивационной области и их влияние на жизненный путь отдельного человека или объекта;
  • непосредственное изучение факторов влияния на основе данных, собранных до и после изменений (например, анализ последствий изменений в школьном учебном плане);
  • повышение репрезентативности выборки, сокращение рисков систематической ошибки вследствие многократного обращения к одной и той же совокупности;
  • больше возможностей для анализа, сравнения и систематизации получаемые результатов ввиду стабильности объекта и программы исследования;
  • возможность точно определить, как повлияли социально-экономические и политические события на жизнь, мнения и оценки конкретных людей.

Недостатки:

  • высокая затратность (особенно на повторное изучение);
  • сложности с формированием выборки - поиском людей, согласных участвовать в долгосрочном исследовании;
  • сложности с сохранением репрезентативности: длительное участие в исследовании накладывает отпечаток на свойства респондентов и их ответы (эффект Хоторна);
  • недолговечность выборочной совокупности вследствие возможных перемещений участников панели или отказа от участия в исследовании;
  • эффект исследуемого события может оказаться замедленным и проявиться только через несколько лет, либо вообще не проявиться;
  • существует вероятность, что некоторое, оставшееся вне поля внимания, событие или возникшее во время проведения исследования влияние может погасить суть исследуемого (например, увеличение размера пенсий и рост тарифов на ЖКХ)
 
© 2017 sis-corporation
Все права защищены

+ 7 (342) 209-59-00
2095900@sis-corporation.ru
г. Пермь, ул. Г. Звезда, 12, оф. 216

Схема проезда