+7 (342) 209-59-00
Методы и технологии
Новости
 

Эксперимент

Эксперимент — метод, применяемый при проверке гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. При этом сравниваются два сложных явления, различающиеся тем, что в первом присутствует некоторая гипотетическая причина, а во втором она отсутствует. Если под воздействием экспериментатора в первом наблюдается изменение, а во втором — нет, то гипотеза считается доказанной.

В социологическом эксперименте экспериментатор активно манипулирует независимой переменной (фактором влияния): усиливает или ослабляет воздействие фактора или меняет соотношение сил воздействия в группе факторов.

В качестве объектов социологических экспериментов выступают различные социальные группы — потребителей и производителей, управляющих и управляемых, верующих и атеистов, студентов и преподавателей, трудовые и научные коллективы и т.д. Характеристики этих групп носят в основном психологический характер. В эксперименте обычно участвуют основная (подвергающаяся воздействию предполагаемого фактора влияния) и контрольная (максимально соответствующая по своим характеристикам основной) группы испытуемых.

Социологический эксперимент может проводиться в различных формах:

  • мысленный эксперимент - технология интерпретации полученной информации об изучаемом объекте;
  • реальный (лабораторный и полевой) эксперимент - проверка гипотез производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям.

Реальные эксперименты можно разделить на:

  • лабораторные - проводятся в искусственно созданных условиях;

    Результаты лабораторного эксперимента, где действия всех факторов, кроме выделенного исследователем, по возможности нейтрализуются, обладают большей достоверностью. Но их результаты нельзя безоговорочно и полностью переносить на естественные ситуации, где объект подвергается воздействию многих факторов. Например, при изучении причин и динамики конфликта в лабораторных условиях исследователь может использовать стимулирующие или подавляющие меры воздействия на группу испытуемых и фиксировать усиление или ослабление агрессии (крики, угрозы и т.д.) Результаты будут представлять, скорее, научную ценность. На практике в других условиях реакции участников на аналогичные стимулы могут быть другими.

  • полевые (естественные) - проводятся в естественных условиях.

    Выводы, полученные в полевых экспериментах, обычных для исследуемых индивидов и групп условиях и ситуациях, можно распространить на более обширный класс подобных ситуаций. Например, изучение влияния упаковки на выбор продукта целесообразно проводить в магазинах, где обычно продается продукт. При этом достоверность результатов будет ограничена возможным влиянием на выбор других факторов. Тем не менее, полевые эксперименты имеют практическую ценность и часто применяются в маркетинговых исследованиях (для тестирования упаковки, рекламы или новых качеств продукта). Полевой эксперимент может играть роль не только метода сбора информации, но и особой социальной технологии, способа сознательного регулирования социальных процессов. Проведение таких экспериментов требует большой осторожности и повышенной ответственности. Ошибки в их организации и реализации не только снижают качество социологической информации, но и нарушают функционирование социальных систем непродуманным вмешательством экспериментатора (эксперименты в образовании, здравоохранении, системе мотивации сотрудников и т.п.) Проводить эксперимент следует лишь тогда, когда есть уверенность, что его позитивный эффект превысит негативный, когда он тщательно спланирован и до мельчайших подробностей продуман. Для получений корректных результатов организацией такого процесса должны заниматься профессиональные исследователи.

Корректно спланированный и проведенный социологический эксперимент позволяет:

  • уточнить, опровергнуть или подтвердить исходные гипотезы исследования;
  • выявлять причинно-следственные взаимосвязи (например, при принятии потребителем решения о покупке или изменении качества работы персонала);
  • определить направление взаимосвязи переменных (что первично, рост социальной напряженности или увеличение частоты появления негативной информации в СМИ);
  • проектировать ситуации, вводя в действие один или несколько факторов и вызывая определенные следствия (например, при принятии управленческих решений или выборе каналов коммуникации)

Экспериментальный метод позволяет получать достоверные результаты, которые можно успешно применять в практической деятельности, например для повышения эффективности функционирования социальных групп, организаций и предприятий, институтов.

Достоинства и недостатки экспериментального метода:

Достоинства

  • эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных связях;
  • эксперимент дает возможность изучить не только ранее известные, явные функции изучаемого объекта, но и функции латентные, ранее не проявлявшиеся или скрытые от внимания специалистов;
  • с помощью эксперимента можно выявить новые закономерности;
  • эксперимент можно повторить в аналогичных условиях необходимое для уточнения результата число раз;
  • эксперимент позволяет оценить новшества в реальных или близких к реальным условиях перед их массовым внедрением;
  • результаты экспериментов можно реализовать на практике в целях повышения эффективности функционирования изучаемого объекта.

Недостатки

  • трудности создания экспериментальной ситуации – практически невозможно полностью исключить влияние случайных факторов на результат;
  • экспериментальный метод мало пригоден для получения результатов, которые можно было бы распространить на большие социальные группы, он не позволяет увидеть «срез» широкомасштабных социальных процессов.

Стоимость эксперимента сложно оценить, расчет производится индивидуально. Работы включают:

  1. определение проблемного поля, объекта и предмета исследования, экспериментальных задач и гипотез;
  2. разработка программы проведения эксперимента: построение методик и определение процедур исследования, составление плана создания экспериментальной ситуации;
  3. создание экспериментальной ситуации, изучение реакций экспериментируемых групп на вводимые исследователями независимые переменные (экспериментальные факторы);
  4. анализа и оценки результатов, которые показывают, достигнута ли намечаемая цель исследования, подтвердилась ли исследовательская гипотеза.
 
© 2017 sis-corporation
Все права защищены

+ 7 (342) 209-59-00
2095900@sis-corporation.ru
г. Пермь, ул. Г. Звезда, 12, оф. 216

Схема проезда